Интересно и полезно

Чайлдфри. Больные или заблуждающиеся?

03.08.2009

Иметь ребенка – это счастье, а высшее предназначение женщины – стать матерью. Оба этих постулата с детства становятся известны каждому человеку. Как правило, вырастая, вчерашние мальчики и девочки не противятся голосу природы и общественной морали. Однако существуют на свете и люди, сделавшие для себя другой выбор – сознательный выбор в пользу жизни без детей. 

Само определение «чайлдфри» (название состоит из двух английских слов child –ребенок и free – свободный) появилось в конце двадцатого века. Данный термин впервые стали применять в противовес слову «childless» («бездетный»), которое, как считается, означало желание иметь детей при невозможности этого по биологическим причинам.

Так что, «childless» родных по крови детей иметь не могут, и поэтому несчастны, а чайлдфри («childfree») напротив, могли бы обзавестись потомством, однако сознательно не желают этого.

Есть предположение о том, что предпосылками к такому мировоззрению приводят  травмы психологического и сексуального характера.

В этом утверждении имеется зерно истины, но лишь отчасти. Так как среди чайлдфри можно найти тех людей, чье детство, да и прошлое в целом не было обременено трудностями.

Есть мнение о том, что среди чайлдфри можно обнаружить достаточное количество социальных перфекционистов.

Желая получать от жизни только лучшее, они отказываются от детей в том случае, когда их возможности не могут соответствовать завышенным требованиям.



А вот другие представители чайлдфри настроены по отношению к материнству достаточно агрессивно. Свое неприятие материнства они объясняют перенаселением планеты. С точки зрения психология, эти люди попросту были обделены…одиночеством. 

Чайлдфри глазами психолога

Говоря о движении «чайлдфри» нужно ясно понимать, что люди, решившие не иметь детей и «чайлдфри» — это не одно и то же. Разумеется, это перекрывающиеся области, но никоим образом не совпадающие. Человек, принявший решение не иметь детей, если он находится в ладу с самим собой по поводу принятого решения, не испытывает непрерывной острой потребности обсуждать это решение с другими такими же людьми, тем более – заниматься агитацией собственной позиции.

Явление «чайлдфри» — нечто совершенно иное, чем просто сообщество бездетных людей. Это прослойка людей, занятых активным прорабатыванием темы собственной бездетности. Основное их занятие – взаимная бесплатная психотерапия по поводу их ранености миром, который исповедует ценности детей, детности и деторождения.

Наиболее активная составляющая движения «чайлдфри» – люди с очень тяжелым детством: жертвы родительского насилия (психологического и физического), инцеста, жестокости, воспитанники детских домов и домов ребенка. Понятно, что все, что касается детства, вызывает у них крайне тяжелые переживания, полностью подавить которые невозможно. Но работать с этими переживаниями психотерапевтически – долго, дорого и больно, да и не всем это приходит в голову. Вместо этого такой человек как бы пытается уничтожить вовне те триггеры, которые запускают невыносимо болезненные воспоминания, связанные с детским опытом. Вообще, мечта человека о мире без детей — есть, вероятно, символически выраженное бессознательное желание, чтобы такого детства, как его собственное – не было.

Отдельная, не слишком многочисленная прослойка, составляющая популяцию «чайлдфри» — люди, таким особенным образом переживающие факт собственного бесплодия. Защитный механизм типа «зелен виноград» (в научной психологии именуемый рационализацией) в данном случае приобретает вот такую, довольно уродливую форму.

Чайлдфри озабочены не столько принятием решения о бездетности, сколько своей несвободой от детской темы в целом, что вдвойне забавно, учитывая название их движения. На самом деле они «воюют» не столько за собственное право не иметь детей (ведь этого права у них никто не отнимал), сколько — за право жить в мире без детей. И поскольку это невозможно, то фрустрация вечна и поводы для гнева, а, стало быть — темы для разговоров не иссякают никогда.

Другая смежная тема, активно муссируемая в среде «чайлдфри» — как противостоять миру, который якобы пытается заставить их обзавестись детьми. Феномены этого рода в психологии носят название невротической проекции, когда человеку кажется, будто бы мир испытывает в их адрес их собственные вытесненные желания, в прямой или (как в данном случае) инвертированной форме. Так и здесь — собственное желание (условно говоря) переделать мир в бездетный выдается за желание мира навязать тебе детей и «детские» ценности.

Добавлю, что я сама родила довольно поздно и, тем не менее, не припоминаю фактов особого мирового давления в свой адрес. Скорее всего, миру было безразлично, будут лично у меня дети или нет.

Чайлдфри глазами социолога

Повышенный интерес к движению чайлдфри во многом спровоцирован серьезными изменениями в обществе. До недавнего времени сотни поколений жили и трудились, исходя из принципа: мы делаем это ради детей. Которым, как подразумевалось, будет легче, сытнее, комфортнее и счастливее. Поэтому надо потерпеть.

И вот в один прекрасный день оказалось, что терпеть уже не надо. Надо жить здесь и сейчас: радоваться жизни и успевать отхватывать побольше удовольствий. Или – для тех, кто посерьезнее – надо работать, делать карьеру и развиваться. Ведь это и есть два самых распространенных ответа на вопрос: «Почему вы не хотите заводить детей?».

Такое изменение произошло совсем недавно и достаточно незаметно. Как это случилось?

Во-первых, у людей (по крайней мере, в крупных городах) завелись лишние денежки. А где есть излишек – там немедленно возникает необходимость куда-нибудь его пристроить. Об этом даже в учебниках истории написано: как только у древних египтян появились излишки пищи, они сразу начали заводить себе рабов. У современного человека излишек средств начал мигом уходить на развлечения. Количество которых (спрос рождает предложение) стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Уже сложно поверить, что еще пятнадцать лет назад в городах некуда было податься посидеть – приходилось собираться у кого-нибудь в гостях или (в подростковом варианте) в подъезде.



Во-вторых, появилась такая штука, как социальная мобильность. Порочная практика «институт – распределение – вся жизнь на одном рабочем месте» давно забыта. Вместо нее стала цениться возможность менять место работы раз в 2-3 года, менять сферу занятости, получать дополнительное образование. И это действительно оказывается увлекательным.



Есть еще и «в-третьих» – типично  российский акцент. О нем уже упоминалось в связи с теми, кто отказывается иметь детей из-за того, что неспособен дать им «все самое лучшее». То есть, существует массовое знание о высоких стандартах жизни, которые совершенно невозможно достигнуть. 



Движение развито лишь в крупных городах и мегаполисах, а на периферии таких проблем не возникает, так как там люди живут совершенно другими проблемами.



Просмотров: 6536
загрузка...
Другие новости раздела

Комментарии

  • Ольга 
  • 2013-12-26 15:33:47
Статья - редкостный бред. Автор, не беритесь рассуждать - вы явно этого не умеете, так что не позорьтесь. А говорить о том, кто "болен" или нет, вправе только врач.
  • Helga 
  • 2009-08-19 23:11:28
NaFAnailka, ваше высказывание думаю больше похоже на правду:)
  • NaFAnailka 
  • 2009-08-19 21:38:16
несогласна что у них было трудное детство, такие люди напротив берегут своих детей от такого и хотят исправить ошибки родителей, а вот от избытка внимание, это точно